I'm feeling things
51. Oliver Sacks - Musicophilia: Tales of Music and the Brain / Музыкофилия: Рассказы о музыке и мозге (май 2014)

Я очень люблю книги Оливера Сакса. Для меня это именно того рода литература, которая спасает от безумия - в самом хорошем смысле. В каждой его книге такое уникальное сочетание ума, чуткости, доброты и человечности - что иногда на глаза наворачиваются слезы. Он не просто описывает их, он помогает действительно их прожить, насколькко возможно ощутить. Увидеть в этом урок, новую, странную грань мира и познания его.
Эту книгу (как и предыдущие) я слушала в аудиоформате с аудиокомментариями самого автора. Возможно, я писала раньше, какой у него чудесный голос, но повторюсь - он действительно очень приятный. Голос врача, который привык слушать и при этом умеет слышать и понимать.
В предисловии автор цитирует Артура Кларка: «Страсть к узнаванию нового приводит Оверлордов на планету Земля, где они попадают на концерт. Внеземные существа внимательно прослушивают всю программу и в конце вежливо поздравляют композитора с очевидным успехом, выразив почтение его "выдающейся гениальности" – в то же время между собой они находят эту хреновину абсолютно непригодной для восприятия разумом. Они не могут понять, что происходит внутри человеческих существ, когда те слушают музыку, потому что в самих Оверлордах совершенно ничего не происходит. Музыка чужда их биологическому виду».
И еще чуть-чуть из предисловия: «Конкретное восприятие музыки может формироваться воспитавшей нас культурой и особенностями личного жизненного опыта, а также сильными и слабыми сторонами наших индивидуальных способностей, но невозможно отрицать, что необходимость в музыке лежит глубоко в самой природе человеческой натуры.
Пожалуй, что объединяет все книги Сакса - это то, что он раз за разом поднимает одну из самых интересных для меня тем - безграничности человеческого восприятия в рамках отдельного индивидума и возможности понимая её другим (Другим). Тут снова не может всплыть прекрасное словечко Sonder. Потому что мир и опыт у каждого разные. Не существует правоты, не существует "понятного и очевидного", не существует такого понятия как "норма".
Но существует бесконечное, неудовлетворимое и жгучее человеческое желание при этом быть понятым, разделить этот опыт, почувствовать себя важным, интересным, сильным и - главное - выразимым в этом мире. Хоть как-нибудь, хоть для кого-нибудь выразимым. И слава богу, что это желание познать себя и другого есть - иначе куда бы мы все без него? А главное - зачем?
Люди должны влюбляться с закрытыми глазами.

Если человек потерял ногу или глаз, он знает, что он потерял ногу или глаз.
Но если человек потерял себя, он не может понять этого. Потому, что того, кто бы мог это понять, уже не существует
/Оливер Сакс/
Я очень люблю книги Оливера Сакса. Для меня это именно того рода литература, которая спасает от безумия - в самом хорошем смысле. В каждой его книге такое уникальное сочетание ума, чуткости, доброты и человечности - что иногда на глаза наворачиваются слезы. Он не просто описывает их, он помогает действительно их прожить, насколькко возможно ощутить. Увидеть в этом урок, новую, странную грань мира и познания его.
Эту книгу (как и предыдущие) я слушала в аудиоформате с аудиокомментариями самого автора. Возможно, я писала раньше, какой у него чудесный голос, но повторюсь - он действительно очень приятный. Голос врача, который привык слушать и при этом умеет слышать и понимать.
Признаюсь, что "Музыкофилию" я послушала со второго раза, но запоем. С первого раза было бы точно также, просто в тот момент начинающийся "запой" мой был прерван обстоятельствами внешнего мира - радостными и приятными - но, тем не менее, нить повествования была потеряна, я начала сначала и не пожалела. Это действительно очень цельное произвдение, требующее к себе уважительного внимания.
В этой книге Сакс обращает внимание на процесс восприятия людьми музыки (в контекстах историй различных болезней), а также на влияние музыки на челвеческую жизнь как таковую - как на примере профессиональных музыкантов, так и вполне обычных людей, далеких от дирижерской палочки.
В предисловии автор цитирует Артура Кларка: «Страсть к узнаванию нового приводит Оверлордов на планету Земля, где они попадают на концерт. Внеземные существа внимательно прослушивают всю программу и в конце вежливо поздравляют композитора с очевидным успехом, выразив почтение его "выдающейся гениальности" – в то же время между собой они находят эту хреновину абсолютно непригодной для восприятия разумом. Они не могут понять, что происходит внутри человеческих существ, когда те слушают музыку, потому что в самих Оверлордах совершенно ничего не происходит. Музыка чужда их биологическому виду».
И еще чуть-чуть из предисловия: «Конкретное восприятие музыки может формироваться воспитавшей нас культурой и особенностями личного жизненного опыта, а также сильными и слабыми сторонами наших индивидуальных способностей, но невозможно отрицать, что необходимость в музыке лежит глубоко в самой природе человеческой натуры.
…Как бы то ни было – являются ли потребности и восприимчивость к музыке жёстко встроенными в наш мозг или представляют собой вторичный продукт других мозговых связей – невозможно отрицать, что музыка остаётся фундаментальной потребностью человеческих существ.
…некоторые люди способны воспринимать музыку, но она оставляет их равнодушными, в то время как в других музыка вызывает очень сильные чувства, даже катарсис, но смысл того, что они слушают, остаётся для них недоступным.
… Слушание музыки включает не только механизмы восприятия звука и центры эмоций, но и моторные центры мозга, ответственные за движения тела и работу мышц.
… многие заболевания потенциально могут быть облегчены (или даже вылечены) с помощью музыкальной терапии, позволяющей вызвать ответ больного на музыкальный возбудитель».
Как можно понять даже по этим отрывкам, в этой книге будет и про (столь любимую мною) синестезию, и про гинозы и про музыкальную эпилепсию - припадки, которые неконтролируемо начинаются у людей от какой-то определенной музыки или даже целого жанра, и про много-много чего другого, чего не хочется спойлерить. Здесь снова будет много историй, но на этот раз связаны они с одной из самых важных в моей жизни вещей - музыкой.
Истории людей, внезпно обретающих талант и интерес к музыке (а через нее - и к жизни). Или же наоборот внезапно теряющих возможнось общения с миром через этот жизненноважный для них канал.
Когда начинаешь рассказывать людям про то, что такое книги Сакса, невольно возникает ощущение, что это сборники таких "страшилок для взрослых (потому что основано на реальных событиях)". Но это, безусловно, не так. Для меня все эти истории - иногда страшные, иногда грустные, иногда просто странные, а иногда и радостны - почти всегда в конечном итоге остаются вдохновляющими. Как слова героя одной из историй - композитора, который потерял способность слышать большую часть звуков верхнего регистра: "You work with the ears you have, not with the ears you want". Пожалуй, что объединяет все книги Сакса - это то, что он раз за разом поднимает одну из самых интересных для меня тем - безграничности человеческого восприятия в рамках отдельного индивидума и возможности понимая её другим (Другим). Тут снова не может всплыть прекрасное словечко Sonder. Потому что мир и опыт у каждого разные. Не существует правоты, не существует "понятного и очевидного", не существует такого понятия как "норма".
Но существует бесконечное, неудовлетворимое и жгучее человеческое желание при этом быть понятым, разделить этот опыт, почувствовать себя важным, интересным, сильным и - главное - выразимым в этом мире. Хоть как-нибудь, хоть для кого-нибудь выразимым. И слава богу, что это желание познать себя и другого есть - иначе куда бы мы все без него? А главное - зачем?
Кстати, сама я считаю очень забавным, что момент прослушивания этой книги совпал с моментом моей работы над нашей первой (и пока единственной) аудиокнигой. Особенно, с учетом ее сюжета

Не могу объяснить почему, но мне ужасно хочется здесь вставить цитату Энди Уорхола. Дневник мой, поэтому не буду отказывать себе в этом удовольствии. 

А уж мудрый читатель сам придумает поймет, какое отношение она имеет к "Музыкофилии":
Люди должны влюбляться с закрытыми глазами.
Почитай/послушай книгу, чо.