I'm feeling things
33. Brave / Храбрая сердцем (2012)


Когда этот мультик был анонсирован, восторгам не было предела. Мистические леса Шотландии, рыжая героиня (в тенденциях одновременного воспевания красоты и высмеивания бездушности рыжих - точно в цель), не подводившая еще ни разу в сочетании качества мультипликации и уважения к зрителям Pixar - трудно было усомниться в том, что будет прекрасно.
Ожидая какой-то степени приближенности к "Книге Келлов", я не решилась на эксперимент с наличием русского дубляжа, поэтому, гордо стиснув зубы, ждала появления версии достойного качества с оригинальной звуковой дорожкой. При этом, конечно, отсутствие большого числа громких хвалебных отзывов и наличие огромного количества мерчендайза смущало, но не сильно. И вот, где-то в декабре свершился долгожданный просмотр.

К картинке нет ни малейших нареканий - всё на высоте, приятно удивил (довольно логичный, но все равно неожиданный) шотландский акцент героев, десятки тысяч торчащих во все стороны рыжих прядей (кидайтесь чем угодно, но в намоченном состоянии ее грива мне кажется эстетичней), но сюжет и герои...:emn:


"Я не хочу выходить замуж, я хочу, чтобы мои волосы развевались по ветру, когда я скачу на лошади, выпуская стрелы в закат" - эта фраза отца главной героини, пытавшегося в этот момент в нарочито гротескной форме изобразить дочь, к сожалению, даже слишком хорошо описывает всю ее натуру. Такой мы видим ее в начале, такой она остается к концу, пройдя какое-то там количество испытаний, как полагается, ею же самою и индуцированных.

J.R.R.Tolkien в последних главах "Властелина колец" прекрасно проиллюстрировал мысль о том, что "после такого к обычной жизни вернуться невозможно", показав процесс "возвращения" хоббитов в Шир. Потому что любой жизненный опыт - особенно тяжелый - меняет человека героя, не может не изменить. В какую сторону - это другой вопрос. А уж столько приключений разом, не могло пройти незамеченным ни в чьей биографии. И изменения, действительно, на лицо, но не в героине, совершенно не в ней. Вызывающий максимальное сопереживание, живой и многогранный персонаж в этом мультфильме - это мама главной героини. Представленная в виде матери (при дочери и при трех сыновьях), жены, королевы, медведицы в конце концов. Ее страхи, мотивация, моральные устои и все поступки совершенно понятны, ее преображение несомненно. Но в самой героине подобного роста не ощущается.

Вероятно, не стоило ожидать от 16-летней девушки экзистенциальных откровений и немедленного просветления, но все равно немного неприятно, что идея эгоцентричного инфантилизма так открыто воспета, хоть и в скромных масштабах. Конечно же, этот мультфильм, в первую очередь, для детей. Ожидать от него остросоциальной составляющей "Суперсемейки" или глубины "Валл-И" было наивно. Но наличие совершенно необязательных, просто милых персонажей (братьев) или шуточных сопоставлений с современными реалиями (автоответчик, медвежье "сотворение мира") - вроде как, всегда было уделом Dreamworks'a и увидеть все это здесь было...странно.


Когда в течение долгого времени ты делаешь "превосходные мультфильмы", вердикт "хороший мультфильм" звучит, как минимум, не слишком приятно. Это, бесспорно, не провал. Но четыре года подряд премия "Оскар" оставалась за Pixar'ом. И, пожалуй, впервые я не обрадуюсь, если он снова достанется им. Конечно, это чисто субъективно, но "Ральф" от Disney куда достойней.

@темы: movies, english

Комментарии
16.01.2013 в 14:27

деревья - это очень медленные фейерверки
Про братьев мы разве не договорились, что они важны?) Что они отражают свободолюбивое, вечно голодное и проказливое детско-животное начало в противовес взросло-социальному у королевы? Также важно и то, что они превращаются в медвежат: превращение матери в медведицу вопиюще неуместно, зато братьев - пугающе уместно, так что этот контраст - важен.

Сравнение же с Властелином Колец - не правомерно, потому что даже мерить его сказочным метром - он совсем про другую инициацию. В сказках, особенно про девочек, различаются инициации перехода от детства к юности и от юности к зрелости. Вторая как правило показывается через свадьбу и воцарение, вместе с существенным преображением. Первая же - это переход от безответственности к ответственности. И таки тут вполне достаточно показать, что героиня исправила свою ошибку и осознала, что запрос "пусть мир изменится, потому что мне меняться не нужно" - неправильный. И в конце там еще показано, что Мерида с матерью мирно вышивают новое полотно - да, в этом есть большая заслуга матери, но ведь и Мерида занимается радостно тем, что раньше не переносила, верно?

Здесь ведь еще усложнение в том, что мир изменился, и промежуток между детством и взрослостью расширился настолько, что функция родителя в этот период - не обеспечить скорейший переход во взрослость, а дать время на осознание себя, на постепенное взросление. Мир меняется и ценностные установки взрослых не то, чтобы совсем устаревают, но должны быть пересмотрены и приняты только после осмысления.

А намеков на современные реалии кстати там совсем немного, я вчера посмотрела кусок из Шрека - и вот там действительно ни кадра без десятка цитат) Ну и справедливости ради, средневековый мир они и так показали беспрецедентно реалистично, не смотря на мелочи типа вилок(которых быть не могло). Но по большому счету - очень реалистично. А не в стиле XIX века с кучей реалий XX, как чаще всего делают. И кстати - ведь и насекомые, и машинки, и подводные жители - все жили в как-бы современном западном мире. И это что-то не вызывало чувства противоречия, верно?

Вот чем мне фильм не понравится и что в нем "детского" - так это топорностью изображения чувств. Все показано(на мой взгляд) верно, но не правдоподобно, не изящно, а как-то "в лоб" и скомкано. Скажем то, что при жестком лимите времени на снятие проклятия Мерида и Элинор полдня радостно ловят рыбу. Ну не бывает так, не считая того, что превращения в медведя тоже не бывает)
16.01.2013 в 17:31

деревья - это очень медленные фейерверки
идея эгоцентричного инфантилизма так открыто воспета
чуть не упустила этот момент - можешь объяснить, где ты это усмотрела?
17.01.2013 в 00:19

I'm feeling things
Ну не лег мне этот фильм на душу, с какой стороны его ни разбирай или демонстрируй.

Это "детское начало" прекрасно олицетворяет сама же Мерида в начале. Вроде как тот факт, что дети ближе к животным, чем ко взрослым людям - очевиден, почему это пугающе? Их можно было заменить чем угодно - следовательно, это не персонажи, это триггеры гэгов.

Не вижу я там истории взросления, вижу историю принятия матерью своей дочери со всеми ее закидонами, без попыток насильно поломать - что похвально. И радость дочери от этого факта. То есть, вместо того, чтобы "задавать вопросы" мультфильм дает какой-то вялый набор ответов, плохо сформулированный урок, и мне лично очень смутно представляется то, как и куда героиня может развиваться дальше.

Я, кстати, не говорила, что "Шрек" плох. Первые два даже совсем замечательные в своем роде. И меня совершенно не смущает наличие рыбки в кабинете австралийского стоматолога, в отличие от появления "автоответчиков" в средневековой Шотландии.

Насчет "топорности", наверное, согласна. И "изящество" это то, чего я всегда жду от Pixar'a и чего, пожалуй, этому мультфильму не хватало. Я не сексист, но тот факт, что мультфильм создавался (большую часть времени) женщиной с параллелями на себя и свою дочь - слишком очевиден.
Мне трудно это сформулировать, но есть в нем какая-то искусственная, натянутая ребячливость в виде:
- Ты взрослая, ты должна решать!
- Я ничего не хочу решать, я хочу *** .
- Ладно, не решай. Молодец.
17.01.2013 в 00:39

деревья - это очень медленные фейерверки
Glitchie, "не лег на душу" - это единственная часть, с которой невозможно поспорить) и её я полностью понимаю и принимаю)
Но мне все равно кажется, что сейчас должна была появиться история про героя-подростка, который не знает, зачем он живет и ему разрешают остаться в этом состоянии, потому что ни дракона, ни принца/принцессы поблизости все равно нет.
Если разговоры об этом мультфильме тебя не слишком раздражают - могла бы ты рассказать историю так, чтобы она тебе понравилась? Что должно быть иначе?
17.01.2013 в 00:54

I'm feeling things
Agni Zelenka, да я и эту бы оставила. Только главным героем была бы мама - и нарекания сводятся к минимуму :)
17.01.2013 в 01:05

деревья - это очень медленные фейерверки
Glitchie, хм... а то, что повествование идет как бы от лица Мериды - сразу все портит? м? Элинор вполне себе второй главный персонаж, а то, что Мериде уделено больше внимания - ну так мультфильм-то больше детский.
17.01.2013 в 03:33

I'm feeling things
Agni Zelenka, Например то же "В поисках Немо" вполне хорошо справляется с задачей бытия детским мультфильмов и взрослым гг - основной, все-таки, там именно папа. По крайней мере, внимание зрителя там распределено честнее, чем в этом случае. На Элинор оно направлено довольно-таки слабо.
17.01.2013 в 13:45

деревья - это очень медленные фейерверки
Glitchie, а вот кстати да, про папу Немо я как-то забыла. И про деда из "Вверх" еще. А ведь и там и там параллель прослеживается. Просто думая про "принцессные" мультфильмы, хочется сравнивать с другими историями Диснея про принцесс, и таки в этом ряду, а не в ряду фильмов Пиксара, всё в общем-то не так уж плохо.
А вообще, мультик просто пленил меня картинкой) Понимаю, что он со всех сторон неидеальный, но мне хочется его защищать, потому что эстетику и атмосферу они изумительную создали, на мой взгляд %-)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail