I'm feeling things
32. Cloud Atlas / Облачный атлас (2012)

Включить музыку и читать
Да, настал тот день, когда экранизация книги понравилась мне больше, чем сама книга.
Все мои рецензии носят чисто субъективный характер, эта же будет субъективна в квадрате. Я никогда не узнаю, что такое "посмотреть этот фильм, не зная книги", и не узнаю, насколько тяжело воспринимается плод совместной работы трех (!) режиссеров без знакомства с первоисточником.
С первых минут я начала радоваться тому, что так отчаянно вставшая у меня поперек горла "пирамидальная форма" была разрушена - сходу и без компромиссов. Талант разрушил пирамиду, не превратив все в хаос, а создав структуру более высокого порядка - как и должно быть. Связь прослеживается сильнее за счет совершенно прекрасного сценария и монтажа, а не только за счет одних и тех же актеров.
Благодаря им же - поддерживается эмоциональность фильма, "эмоциональные качели" (как еще назвать состояние, когда ты плачешь два раза в течение пяти минут - от смеха и от красоты, например?), динамика не позволяет излишне уйти в чистые эмоции или попросту заскучать - но всего этого аккуратное, выверенное - как на электронных весах высокой точности - количество. Дьявол не затесался даже в мелочах.
В данном случае у фильма есть не просто "душа", а целых десять душ. И просто-таки потрясающе осознавать, что тебе что-то показывают, что-то говорят, а (мне правда так кажется) обдумывать и переживать надо совсем другое - наверное, даже постфактум. Принцип хорошего кино "Никогда не говори, если можно показать" (= show, don't tell). А здесь говорят. Навязчиво, раза три или четыре. Значит, думать надо не об этом - думать надо не только тогда, когда ничего не объясняют. В самой оригинальной книге есть прекрасная фраза на эту тему: "Такое ощущение, что для вас важно что, а не как". Кроме того, Истина не тускнеет от повторения.
Если смотреть внимательно, вдумчиво и с умом (а не как я, когда озарение снисходит после титров с характерным "Аааа" - и часто в него тыкают носом при обсуждении после просмотра), то удовольствия от наблюдения за soul-quest'ами (грубо говоря, последовательностью реинкарнаций) можно получить еще больше. Кто-то ругает нелепый и топорный грим актеров в истории Нео-Сеула. Но будь он более "правдоподобным" - как бы тогда мы, бедные ненаблюдательные зрители с отвратительным навыком узнавания лиц, идентифицировали Хьюго Уивинга (например)?
Необходимо ли верить в переселение душ, чтобы осознавать, что каждым своим поступком, хорошим или дурным, тыизменяешь карму рождаешь свое будущее? - наверное, нет. Надо ли быть гением, чтобы дойти до этой мысли? - совершенно точно нет. Стоит ли об этом не только помнить, но думать и проживать эту мысль? - Каждый решает сам.
Плохие поступки превращают человека в чудовище, хорошие - в героя, равнодушие - в дикаря. (это если все очень упрощать и сокращать)
В "первобытном мире", для которого в принципе характерно создание сущностей из явлений, есть два "невидимых" персонажа: один олицетворяет слабость человеческой природы во всех ее проявлениях (зеленый Уивинг в цилиндре, да-да), второй - наоборот - символизирует силу и мужество - богиня Сонми. Для меня именно эти двое стали некими "центральными фигурами", от которых я "отталкивалась" в своем анализе.
Интересна ли сама по себе каждая из шести историй? Бесспорно. Они различны по "жанрам", атмосфере, эмоциональному окрасу. Но именно их чудесное сочетание превращает их в Фильм. Ты чувствуешь их связь хотя бы потому, что человек может найти связь между чем угодно - но режиссеры тут здорово помогают
Каждая из этих историй по отдельности не смогла бы (и даже все шесть в неправильной форме не смогли!) достучаться до той глубины моего существа, до которой удалось это сделать им вместе в такой подаче. Как не удалось бы достичь самим героям каждой из своих целей, если бы они не действовали сообща. В одиночку невозможно сыграть секстет. До чего же это классно и странно, когда что-то делает интересней и ценней сам факт твоего существования и заставляет относиться к нему аккуратней и внимательней.
Итак, о чем же, собственно этот фильм? Это история революций (каждая, в своей масштабе и времени)? История самопожертвований? История борьбы за свою (и не только) свободу и жизнь?
Думаю, как и "Фонтан" - это история большого человеческого проигрыша. В борьбе с энтропией. Весь фильм целиком и каждая история в частности. Но индивидуальный проигрыш человеческой жизни перед смертью всегда всегда компенсируется победой жизни как таковой. Надежда остается. "Небо и земля вечны, потому что существуют не для себя".

Надеюсь, у каждого в жизни есть люди, с которым им бы хотелось пройти вместе больше, чем одну жизнь. В моей такие, к большому счастью, есть. Спасибо им за это.
Вот здесьсовершенно прекрасная рецензия на саундтрек (особенно чудесны последние абзацы)
А тут "гид по персонажам и тому, как происходило их развитие".
Обе статьи на английском языке
UPD: А еще Атлас - это такая штука, которую невозможно нарисовать, пока у тебя не будет точных представлений о каждой из частей, но в случае облаков это теряет смысл, потому что облака меняются постоянно.

Включить музыку и читать
Да, настал тот день, когда экранизация книги понравилась мне больше, чем сама книга.

С первых минут я начала радоваться тому, что так отчаянно вставшая у меня поперек горла "пирамидальная форма" была разрушена - сходу и без компромиссов. Талант разрушил пирамиду, не превратив все в хаос, а создав структуру более высокого порядка - как и должно быть. Связь прослеживается сильнее за счет совершенно прекрасного сценария и монтажа, а не только за счет одних и тех же актеров.
Благодаря им же - поддерживается эмоциональность фильма, "эмоциональные качели" (как еще назвать состояние, когда ты плачешь два раза в течение пяти минут - от смеха и от красоты, например?), динамика не позволяет излишне уйти в чистые эмоции или попросту заскучать - но всего этого аккуратное, выверенное - как на электронных весах высокой точности - количество. Дьявол не затесался даже в мелочах.
В данном случае у фильма есть не просто "душа", а целых десять душ. И просто-таки потрясающе осознавать, что тебе что-то показывают, что-то говорят, а (мне правда так кажется) обдумывать и переживать надо совсем другое - наверное, даже постфактум. Принцип хорошего кино "Никогда не говори, если можно показать" (= show, don't tell). А здесь говорят. Навязчиво, раза три или четыре. Значит, думать надо не об этом - думать надо не только тогда, когда ничего не объясняют. В самой оригинальной книге есть прекрасная фраза на эту тему: "Такое ощущение, что для вас важно что, а не как". Кроме того, Истина не тускнеет от повторения.
Если смотреть внимательно, вдумчиво и с умом (а не как я, когда озарение снисходит после титров с характерным "Аааа" - и часто в него тыкают носом при обсуждении после просмотра), то удовольствия от наблюдения за soul-quest'ами (грубо говоря, последовательностью реинкарнаций) можно получить еще больше. Кто-то ругает нелепый и топорный грим актеров в истории Нео-Сеула. Но будь он более "правдоподобным" - как бы тогда мы, бедные ненаблюдательные зрители с отвратительным навыком узнавания лиц, идентифицировали Хьюго Уивинга (например)?
Необходимо ли верить в переселение душ, чтобы осознавать, что каждым своим поступком, хорошим или дурным, ты
Плохие поступки превращают человека в чудовище, хорошие - в героя, равнодушие - в дикаря. (это если все очень упрощать и сокращать)
В "первобытном мире", для которого в принципе характерно создание сущностей из явлений, есть два "невидимых" персонажа: один олицетворяет слабость человеческой природы во всех ее проявлениях (зеленый Уивинг в цилиндре, да-да), второй - наоборот - символизирует силу и мужество - богиня Сонми. Для меня именно эти двое стали некими "центральными фигурами", от которых я "отталкивалась" в своем анализе.
Интересна ли сама по себе каждая из шести историй? Бесспорно. Они различны по "жанрам", атмосфере, эмоциональному окрасу. Но именно их чудесное сочетание превращает их в Фильм. Ты чувствуешь их связь хотя бы потому, что человек может найти связь между чем угодно - но режиссеры тут здорово помогают

Итак, о чем же, собственно этот фильм? Это история революций (каждая, в своей масштабе и времени)? История самопожертвований? История борьбы за свою (и не только) свободу и жизнь?
Думаю, как и "Фонтан" - это история большого человеческого проигрыша. В борьбе с энтропией. Весь фильм целиком и каждая история в частности. Но индивидуальный проигрыш человеческой жизни перед смертью всегда всегда компенсируется победой жизни как таковой. Надежда остается. "Небо и земля вечны, потому что существуют не для себя".

Надеюсь, у каждого в жизни есть люди, с которым им бы хотелось пройти вместе больше, чем одну жизнь. В моей такие, к большому счастью, есть. Спасибо им за это.
Вот здесьсовершенно прекрасная рецензия на саундтрек (особенно чудесны последние абзацы)
А тут "гид по персонажам и тому, как происходило их развитие".
Обе статьи на английском языке
UPD: А еще Атлас - это такая штука, которую невозможно нарисовать, пока у тебя не будет точных представлений о каждой из частей, но в случае облаков это теряет смысл, потому что облака меняются постоянно.