С "Чайкой" в МХТ у меня уже связана целая история - за полтора года до того я ходила в этот же театр на этот же спектакль в совершенно другой постановке. С человеком, с которым мы познакомились в поезде. Тогда он звал меня, на этот раз - я его. Было смешно На этот раз набралась очень славная компания, с нами даже была озорная и задроная сибирячка Чарли.
Тот же спектакль, в том же театре...но какая колоссальная разница!
Внезапный, но отличный Табаков. Стало немножко жалко, что я не видела первой постановки "Чайки" Богомоловым (это была уже вторая, измененная), в котором было много динамики и Хабенский (судя по кадрам, зрелище было интерсное), но что ж теперь.
Спектра и насыщенности эмоций мне хватило и так - несмотря на нарочитое спокойствие и медлительность, минимализм в декорациях и игру актеров на макроуровне (только лицом, а не всем телом). Для чего используется камера, транслирующая все на большой экран. Мне кажется, я впервые так разрыдалась в театре, как в конце первого акта - в момент, когда Заречная решает уехать в Москву и быть актрисой. Она просто улыбается и плачет - от страха и восторга - и смотрит в камеру. А на фоне играет "Город золотой". И это дьявольское сочетание счастья и боли, жутко понятное и знакомое, показано просто восхитительно.
Кроме того, мне очень понравилось, что сама Заречная не выглядит каким-то изящным небесным утонченным ангелом в легком светлом платьице - она простая, крепко сложенная, веселая и живая деревенская девушка. Поэтому еще ее перевоплощение в Розу Хайрулину (худую, невысокую, тихую и старую) во втором акте так сильно работает.
Впервые, наверное, я поняла, насколько вся эта пьеса, вся эта ситуация, вся эта "чеховщина" безысходна.
Страх жизни, страх одиночества, страх непонимания. Эгоизм.
Пьеса, где каждый губит себя и другого. Где каждый эта "чайка", которую "от нечего делать" приходит и убивает человек.
И хотелось бы сказать, что это всё только об "ужасах жизни в глубинке", но понятно, что это не так. Невыносимость бытия со сменой условий быта не исчезает (вне зависимости от того, тяжелая она или легкая).
Просто иногда с ней, невыносимостью этой, можно жить. С помощью других (дорогих, близких) людей, с помощью чего-то невыразимого, но ощутимого невыносимость становится выносимей (о, как!).
Пьеса, где каждый губит себя и другого. Где каждый эта "чайка", которую "от нечего делать" приходит и убивает человек.
И хотелось бы сказать, что это всё только об "ужасах жизни в глубинке", но понятно, что это не так. Невыносимость бытия со сменой условий быта не исчезает (вне зависимости от того, тяжелая она или легкая).
Просто иногда с ней, невыносимостью этой, можно жить. С помощью других (дорогих, близких) людей, с помощью чего-то невыразимого, но ощутимого невыносимость становится выносимей (о, как!).
В отрыве от таких людей и вещей жизнь (субъективно для меня) резко начинает терять смысл. В отрыве от совместных занятий, бесед, творения совместных "трофеев", которые останутся после and alike.
Наверное, еще и поэтому один из самых страшных приемов для меня - это два параллельных монолога, без диалога. Когда герои не слушают/слышат друг друга.
Наверное, еще и поэтому один из самых страшных приемов для меня - это два параллельных монолога, без диалога. Когда герои не слушают/слышат друг друга.
Да, для меня этот спектакль оказался настолько сильным и задевающим за живое, что прямо в фойе театра, возле гардероба, пока ребята стояли в очереди, я подошла к Саше и предложила ему стать моим мужем. Да, не слишком изобретательно и романтично, зато совершено искренне и честно. Поэтому еще и за свое теперешнее семейное счастье я благодарна Богомолову. И Чехову. И Ире. И... короче, всем - иначе я до утра не закончу
Как я уже писала раньше, у меня никогда еще не было любимого театрального режиссера, у которого хочется посмотреть все постановки. Собственно, мы успели находить на кучу его постановок за 2014 год - так что рецензий на них тут будет еще немало.
А хождение в театр провоцирует желание читать пьесы (и не только) -> узнавать новое -> видеть мир шире -> лучше понимать жизнь -> развиваться -> ??? -> PROFIT
Кстати, а давайте вместе порассуждаем, что будет дальше с Аркадиной и Машей, когда они узнают, что хлопок в конце был вовсе не от лопнувшего пузырька с нашатырным спиртом в дорожной аптечке доктора Дорна?
Буду рада комментариям на эту тему. Тем более, что знания сюжета пьесы достаточно, особенности постановки тут роли не играют никакой.