Петербургский "Театр Дождей" - Поминальная Молитва

Если бы эту рецензию я писала в начале марта (когда только посмотрела спектакль), она вышла бы другой. Тогда мой "театральный год" (от 2 до 6 походов ежемесячно с января по июнь) только начинался. Тогда я еще не побывала на "Карамазовых", в моей жизни еще не появился Любимый Театральный Режиссер, тогда я еще совсем не понимала, что такое театр. Дабы сбавить градус пафоса скажу, что и сейчас, конечно же, не понимаю, но по ощущениям подошла к этому гораздо ближе.

Мне не хочется писать плохо, но я не могу писать хорошо. И, главное - не могу писать беспристрастно. Спектакль сам по себе хорош не настолько, насколько хороши мои воспоминания о нём. Потому что они напрямую связаны с тем, где, когда, с кем я его смотрела. С важным для меня человеком, близким и дорогим другом, по которому чудовищно скучаю. По этой причине я бережно храню все имеющиеся воспоминания о проведенном вместе времени.
И это, конечно, неправильно в данном контексте - ведь воспринимать произведения нужно в отрыве, трезвым и честным умом, с максимальной возможной объективностью. Но, если честно, я не верю в объективность. Всё субъективно - хоть до какой-то степени. Так что позволю себе дать эту слабину.

Несмотря на то, что я не могу отметить в спектакле какой-либо выдающейся актерской игры (Менахем, впрочем, был неподражаем), но именно на эмоциональном уровне он оказался для меня неожиданно сильным. Даже мощным. Все перечисленные мной ранее ощущения, касающиеся пьесы, в театре переживались куда сильнее - что само по себе не сюрприз, но случается далеко не всегда.


Думаю, в тот момент само по себе мое восприятие было обострено настолько, что пожар мог начаться от любой искры (не буду кривить душой, на каком-то глубинном уровне это все еще не изменилось, и оно, пожалуй, к лучшему). И ничего удивительного в том, что достаточно средняя постановка вызвала такую эмоциональную бурю. Но я очень рада, что она была. И постановка и буря.

Кроме того, в голове моей всегда роятся бесконечные вопросы, какие-то из них периодически выступают на первый план, почти постоянно появляются новые, и ответы на них кроме как из окружающего мира и от людей получать совершенно неоткуда. А получать ответы - пусть даже в очень расплывчатой, неясной, но почти до боли остро ощущаемой форме символа - можно только на те вопросы, которые ты способен себе задать. Значит, по сути: вопросы важнее ответов. И для меня в этой пьесе как будто были какие-то "ответы" на важные на тот момент внутренние вопросы. Поэтому так зацепило. Выразить их (как вопросы, так и ответы) с помощью несовершенного человеческого языка не представляется возможным, но в прогулках наедине с собой, когда ты весь становишься единым с миром - как взлетать на самолете, когда ты одновременно ощущаешь тотальную незначительность и тотальную же значимость своей единственной неповторимой жизни -вот тогда ты понимаешь, что они есть. Что есть внутри тебя это что-то такое большее, чем ты сам. Внутренний зритель, наблюдающий за внутренним актером, играющим очередную роль. И что, пожалуй, самое-самое важное: этому зрителю нравится то, что он видит. Ему это угодно, доставляет удовольствие, он этому благоволит. А, значит, всё правильно и всё не зря.


Да - это простая, в чем-то даже топорная постановка напрямую по тексту. Я не стала бы ходить на этот спектакль второй раз. И, вероятно, не стала бы советовать его другим людям.
Но сама я совершенно точно рада, что побывала на нём, и что успела предварительно прочитать пьесу.


В ближайших планах - посмотреть запись Ленкомовской постановки Марка Захарова и (предположительно) впечатлиться ею.