Чем больше вы знаете — тем больше получите. Чем вы надменнее — тем меньше.
В своем маленьком блокнотике (который всегда-с-собой) после этого спектакля я записала, что это "Три мушкетера", поставленные в атмосфере "Покровских ворот" ("опокрововороченный") , с тем же настроением, с той же меланхолией и ностальгией. С каждым годом всё грустнее становится смотреть этот фильм, всё ближе и понятней эта тоска, эта пронзительность, эта "утраченная беззаботность". И чтение Житинского (о нём в последующих рецензиях) только еще сильнее обострило это чувство.
К слову, на следующий день после просмотра этого спектакля я поехала на несколько дней в Петербург, на обратной дороге откуда случайно посмотрела "Покровские ворота". Так что и эта мысль, получается, была не зря.
Не могу подобрать лучшего саундтрека к этому спектаклю (самой песни там нет, но ее авторам понравился бы спектакль, а режиссеру - песня, я уверена):
Здесь нет грусти, но здесь есть пронзительность, счастье с примесью сладкой печали.
Мы видим все еще полных этой жаждой жизни, желающих играть в мушкетеров и "войнушку", но уже стареющих детей - и, тем не менее, для них дамы всё еще вечно прекрасны, а подвиги и переживания их остаются почти никому не видны. Это про и для тех, кто вырос в твердых джинсовых куртках. Для кого простая палка могла быть любым орудием (от кисти художника до лазерного пистолета повстанца из вселенной "Звездных войн"), а картонная коробка - вообще чем угодно. У кого в детстве был Высоцкий, палатки, костры, гитары. Карманы, полные бесценных фантиков, камушков, желудей, каштанов, скорлупок и перьев. Кто был "шпаной" и остается ею до сих пор где-то там, глубоко внутри.
Знаете, даже у тех, кто не застал всё это сам, для кого это - чьи-то чужие воспоминания, знакомые по фильмам, книгам, рассказам пап, мам, старших братьев и сестер - всё равно этот спектакль не может не вызвать приступа ностальгии, в этом есть что-то такое объединяющее, общее, теплое. "Потерянный рай детства"
Как и в предыдущих (и вообще, судя по всему, всех) спектаклях театра "Около дома Станиславского", здесь много поют и играют на музыкальных инструментах вживую. Может быть, не виртуозно, но с максимальной душевностью.
Невозможно не улыбаться, когда режиссер и его чудесные актеры ведут эту игру со зрителями. Смотря на убийственную харизму улыбки короля, "хрустальные подвески королевы" (которыми оказываются ёлочные игрушки), на девушку-лошадку Д'Артаньяна, цокающую каблучками. На стареющих Артоса, Портоса, Арамиса, у которых внутри шляп есть нашивки (ну точно как в детстве), чтобы напоминать им их же собственные имена.
В этом театре нет занавеса, потому что зритель не отделен от пространства разворачивающегося действия, он - вместе с ними, тоже там, ему это знакомо, близко. Надо только принять эти правила и "поиграть" вместе с ними.
С этими красивыми женщинами и мужчинами - очень разных возрастов. Не "когда-то красивыми", а именно сейчас.
Это не театральное изложение классического сюжета "королева-Бекингем-король-подвески-Констанция-Миледи". Прошлым летом я ходила на постановку "Трех мушкетеров" РАМТа - вот там именно что просто показывали тот самый, всем известный и набивший оскомину сюжет. Без переосмысливания, без идей. Настолько скучно, что было решено не тратить время на просмотр второго акта.
Здесь же это - просто один из миров, "сеттинг", в котором разворачивается Игра. Это - эпизоды, роли, архетипы, с заранее известной судьбой, но совершенно непредсказуемым отображением (чего стоит письмо королевы с содержанием "Кардинал - сука!"). И здесь важно именно КАК, а не ЧТО.
Хороший спектакль о недолговечности жизни (а театральная постановка - самое недолговечное из всех искусств), силе человеческой памяти и важности сохранения чести, верности "внутреннему себе", даже если уже едва можешь вспомнить, как тебя зовут.
А еще, конечно, вот что объединяет в моей (и я знаю, ребятки, не только в моей) голове детство и Трех Мушкетеров:
Тем, кому хоть немного стало интересно, и кто (в силу каких-либо причин) не может сходить посмотреть спектакль вживую, даю ссылку на выложенную в открытом доступе запись спектакля. Качество хорошее.
http://culture.ru/perfomance/item/55/