33. Brave / Храбрая сердцем (2012)


Когда этот мультик был анонсирован, восторгам не было предела. Мистические леса Шотландии, рыжая героиня (в тенденциях одновременного воспевания красоты и высмеивания бездушности рыжих - точно в цель), не подводившая еще ни разу в сочетании качества мультипликации и уважения к зрителям Pixar - трудно было усомниться в том, что будет прекрасно.
Ожидая какой-то степени приближенности к "Книге Келлов", я не решилась на эксперимент с наличием русского дубляжа, поэтому, гордо стиснув зубы, ждала появления версии достойного качества с оригинальной звуковой дорожкой. При этом, конечно, отсутствие большого числа громких хвалебных отзывов и наличие огромного количества мерчендайза смущало, но не сильно. И вот, где-то в декабре свершился долгожданный просмотр.

К картинке нет ни малейших нареканий - всё на высоте, приятно удивил (довольно логичный, но все равно неожиданный) шотландский акцент героев, десятки тысяч торчащих во все стороны рыжих прядей (кидайтесь чем угодно, но в намоченном состоянии ее грива мне кажется эстетичней), но сюжет и герои...


"Я не хочу выходить замуж, я хочу, чтобы мои волосы развевались по ветру, когда я скачу на лошади, выпуская стрелы в закат" - эта фраза отца главной героини, пытавшегося в этот момент в нарочито гротескной форме изобразить дочь, к сожалению, даже слишком хорошо описывает всю ее натуру. Такой мы видим ее в начале, такой она остается к концу, пройдя какое-то там количество испытаний, как полагается, ею же самою и индуцированных.

J.R.R.Tolkien в последних главах "Властелина колец" прекрасно проиллюстрировал мысль о том, что "после такого к обычной жизни вернуться невозможно", показав процесс "возвращения" хоббитов в Шир. Потому что любой жизненный опыт - особенно тяжелый - меняет человека героя, не может не изменить. В какую сторону - это другой вопрос. А уж столько приключений разом, не могло пройти незамеченным ни в чьей биографии. И изменения, действительно, на лицо, но не в героине, совершенно не в ней. Вызывающий максимальное сопереживание, живой и многогранный персонаж в этом мультфильме - это мама главной героини. Представленная в виде матери (при дочери и при трех сыновьях), жены, королевы, медведицы в конце концов. Ее страхи, мотивация, моральные устои и все поступки совершенно понятны, ее преображение несомненно. Но в самой героине подобного роста не ощущается.

Вероятно, не стоило ожидать от 16-летней девушки экзистенциальных откровений и немедленного просветления, но все равно немного неприятно, что идея эгоцентричного инфантилизма так открыто воспета, хоть и в скромных масштабах. Конечно же, этот мультфильм, в первую очередь, для детей. Ожидать от него остросоциальной составляющей "Суперсемейки" или глубины "Валл-И" было наивно. Но наличие совершенно необязательных, просто милых персонажей (братьев) или шуточных сопоставлений с современными реалиями (автоответчик, медвежье "сотворение мира") - вроде как, всегда было уделом Dreamworks'a и увидеть все это здесь было...странно.


Когда в течение долгого времени ты делаешь "превосходные мультфильмы", вердикт "хороший мультфильм" звучит, как минимум, не слишком приятно. Это, бесспорно, не провал. Но четыре года подряд премия "Оскар" оставалась за Pixar'ом. И, пожалуй, впервые я не обрадуюсь, если он снова достанется им. Конечно, это чисто субъективно, но "Ральф" от Disney куда достойней.