16. F for Fake (1974)

"Конечно, это моя работа. Разве вы видели когда-нибудь такого хорошего Модильяни?"

Эта рецензия содержит в себе только проверенные факты, абсолютную правду.
Вашему вниманию представляется прекрасное документальное кино об обмане и фальшивках. Снятый в жанре кинематографического эссе, фильм состоит из "сборной солянки" жанров, соединенных воедино невероятно талантливым и долгим монтажом (он занял целый год). Есть здесь и история Эльмира ди Хоре, и Клиффорд Ирвинг со своей скандальной фальшивой биографией Говарда Хьюза, и куски биографии самого Орсона Уэллса, и даже Пикассо. Особенно остро чувствуешь, насколько иначе фильм воспринимался в то время, когда только вышел (эти имена и истории были у всех на устах), и насколько внутреннее содержание не пострадало от времени ни на йоту. Хотя небольшой экскурс в историю, все-таки, ставит немало точек над i.

Следующая ниже информация будет интересная как и будущим зрителям фильма, так и просто людям, которые без устали восхищаются жизни во всех ее проявлениях.
Эльмир ди Хоре - венгерский художник, автор величайшего числа блестящих подделок прошлого века. Он с легкостью схватывал стиль Матисса, Пикассо, Шагала, Модильяни и многих других. "Сам художник мог поклясться, что это его картина, только он не помнил, как нарисовал ее". Эксперты музеев не могли опознать подделок.
Клиффорд Ирвинг - журналист и писатель, который был автором биографии Эльмира, но известность приобрел благодаря фальсификации биографии Говарда Хьюза, пилота-богача, который в те года скупил половину Лас-Вегаса и полностью оборвал всем контакты с миром.




На деле все гораздо глубже и интересней. Четкое ощущение, что главным героем фильма является именно само искусство. Современное тем людям, современное нам. Искусство как таковое. Ценность его как таковая и ценность подписей, которые под ним стоят. Чистое вдохновение, которое может придти даже в самую корыстную голову. Неисповедимы пути божественной демиургии, а в интересные интерпретации хочется верить больше, чем в скучную правду, особенно если учесть, что "Конечно, это все происходит только в твоей голове, но почему считаешь, что это все не по-настоящему?"

Очень необычно наблюдать за тем как абсолютная правда, не измененная ничем, кроме монтажа, превращается в ложь. Испытать похожее чувство можно, если просто смотреть телевизор. Но будет ли такая ложь искусством?
Это мое первое знакомство с работой Орсона Уэллса. Искренне верю, что не последнее. К тому же, сам он - невероятно харизматичный дяденька.