23:24 

Glitchie
I'm feeling things
70. Ветер крепчает (2013)


В этом мультфильме лучшая физика усов, которую я когда-либо видела! Серьезно (это была основная мысль, которая ярко держалась в моей голове во время и после просмотра).

Важное предупреждение!
За четыре месяца, что прошли с того момента, как я посмотрела этот мультфильм, многие рецензии были написаны (полностью и не совсем). И с тех пор многие вещи оставили свой след, который только развился, стал чем-то существенным, пророс внутри меня. Что же касается этой конкретной рецензии - то она стала для меня фактически белой стеной, чистым холстом, где "мысли и ощущения от увиденного" быстро перетекают в "просто мысли и ощущения" - сами увидите. Я заранее извиняюсь за отсебятину (а это действительно очень от себя).


Конечно, не совсем такого ожидаешь от Миадзаки, к которому в глубине души я отношусь очень спорно. Меня и привлекает и одновременно отталкивает многое из того, что он делал. И анимацией и атмосферой. Но, что бы я ни говорила, это всегда очень красиво.
Меня резко возвращают в период "коротких штанов и разодранных коленок", очень пугают и с любопытством притягивают его миры: страшные ведьмы с крючковатыми носами, огромными глазами; люди, превращающиеся в свиней; даже огромный, пусть и очень милый, Тоторо.

Здесь этого не было. Здесь была история о жизни человека. Рассказанная в неповторимом стиле Миадзаки. Меланхоличном и завораживающем.
Фактически, на что бы ни смотрел этот режиссер, что бы ни показывал нам, зрителям, под тем углом (и через ту призму), как видит это он сам - всегда получается прекрасно. Даже гипнотически-прекрасно. Иногда еще и пронзительно, архитипично, по-детски сильно, чисто, ярко и честно.

Как и любой хороший художник/творец/музыкант/учитель, Миадзаки напоминает тебе о том хорошем и искреннем, что есть внутри каждого из нас. Обо всех твоих ошибках, обо всём, за что стыдно, о чудовищном вечном несовершенстве и - главное - о том, что ты можешь это все преодолеть, сделать себя лучше, не будешь этого бояться и не будешь отворачиваться от того, что больно, а будешь работать над этим. Честно, бескомпромиссно выражать всё, что хочешь выразить. Любить - как бы больно и тяжело это ни было.

Поступать так, как велит сердце (которое, как ребенок, ничего не знает и ничего не боится), а не так, как нашептывает испорченный опытом, ощущением усталости, "это мы уже проходили" и постоянно экстраполирующий разум. Старающийся обобщить, вставить в понятную известную категорию, опошлить, препарировать, понять (точнее, убедить себя в том, что ты это понял), обесценить и (постараться) забыть, зарастая "жиром" изнутри и "панцирем" снаружи - чтобы сэкономить.
"Нет ничего страшнее, чем экономия мышления" (А. Пятигорский)

А себя не надо экономить. Чем больше отдаешь - тем больше получаешь. А потом отдаешь еще больше - и так по нарастающей. А не отдавать не можешь. И если вдруг перестанешь отдавать - изнутри весь сгоришь, сам себя сожжешь. И тебя станет меньше.
Если же продолжать не отдавать - тебя будет становиться всё меньше и меньше. И тепла и жизни внутри - тоже. В какой-то момент обогреть других ты уже будешь не способен. Тебя перестанет хватать даже на еще всего лишь одного человека, кроме себя самого. Эгоизм, страх, желание "избегать боли" поглотит всё и оставит тебя наедине с твоим внутренним адом.

Внутренний ад нестрашен, если внутри тебя весь мир. Чем больше ты отдаешь, тем богаче и больше становишься сам, и сам же становишься этим миром, рассеиваешь себя вокруг крупицам, перестаешь тяготиться собой. И твоя индивидуальная смертность, ущербность, кажущаяся значимость - уже не так...не то, что ощутимы, просто перестают быть категорией, теряют важность по сравнению с бесконечностью.

Желание вместить в себя мир чем-то сродни сильному желанию обнять кого-то, кто далеко (и кого, в силу непредсказуемости судьбы, возможно, ты больше никогда не увидишь) - ты понимаешь, что всё с одной стороны - в твоих руках, а с другой - что тебя не хватит, что это невозможно и одновременно именно ради этого хочется стараться. Становиться лучшее и сильнее. Ради этого хочется жить, и каждый день благодарить мир за то, что в нём есть вся эта красота, все эти люди, вся эта иррациональная доброта.


Ищу живые глаза, ясные, любопытные и открытые. В которых ощущаешь энтузиазм, энергию, желание жить и делать. Без цели, без причины, без ожидания награды. Наслаждаясь самим процессом - дорогой, а не какими-то пунктами на ней.
Иногда нахожу обладателей таких глаз - и почти немедленно загораюсь сама внутренним восторгом, вижу, влюбляюсь, хочу залезть в эту голову, побыть этим человеком, ощутить его вселенную и навсегда сделать частью себя. Идти рядом, вместе, помогая друг другу. Полюбить, всегда хранить в себе, фактически не присваивая.
Sonder или что-то вроде этого.


Практически любой аргумент разбивается о страшный вопрос: "Ну и что?" (So what?) Но с него же - с другой стороны - многое и начинается.


Мне нужно _нужно_ испускать из себя эти эмоции - как радиоактивное свечение, каждый раз раздирать эту корку ногтями, счищать и срывать с себя эти наросты апперцепции, оголять нерв, и самому оголяться. Чтобы не заснуть в "довольстве ленивого любопытства" и не рассуждать как сытый человек. Чтобы горячо, ярко, счастливо и сильно горел этот огонь, превращая в волну, уже не частицу. Самодостаточно, мощно, игриво и нежно. Любить, а не просто быть любимым. Чтобы не перегнивать. Чтобы было хорошо-хорошо, и чтобы всё не зря.
Выходить из "зоны собственного комфорта" (прямо как Бильбо), иначе взгляд замылевается, тона выцветают, превращаясь в полутона. И уже "не помогут травы не поможет питьё".


"К сожалению (или счастью), тот момент, когда нам кто-то становится нужен, от нас не зависит".

Для меня этот мультфильм не прошел мимо совсем, но глубоко задеть не смог. Он слишком размерен, где-то даже затянут. Он про человека, который знает "кому и чему он принадлежит". Где и с кем его место. Возможно, глубинная моя зависть к тем людям, у которых в жизни есть цель, есть понимание того, зачем и что они - помешала мне полностью насладиться всем увиденным. Зависть к тем, кто "не ищет бури". Лучше это или хуже - неизвестно. Просто иначе.

И все-таки удивительно, в каком количестве форм красота может являть себя миру. Но чего она стоит без зрителя?


Эх, кажется, я всё время пишу об одном и том же.

@темы: movies, переводы

URL
   

Sun over my head

главная